распоряжение о включении в инновационную деятельность |
СОГЛАСОВАНО
Председатель Совета ОУ ____________ ФИО Дата «____» ________200 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель главы администрации ____________ ФИО
Дата «____» ________200 г.
|
Заявка
на ведение деятельности образовательного учреждения
в режиме экспериментальной площадки городского уровня
- 1. Полное название образовательного учреждения
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) |
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5
Центрального района Санкт-Петербурга
- 2. ФИО руководителя образовательного учреждения
Волошенюк Татьяна Петровна
- 3. Сведения о сроках действия лицензии и аккредитации образовательного учреждения
Лицензия: № 217- II , серия А, номер бланка 333091 выдана Комитетом по образованию «05» августа 20 09 г. Срок действия лицензии по 09.08.2014 г.
Свидетельство о государственной аккредитации: серия АА № 160865, регистрационный № 3141-ОА/930-р, выдана Комитетом по образованию Санкт – Петербурга 06.06.2008 г. Срок действия по 06.06.2013 г.
- 4. Контактная информация
- юридический адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 19, лит.А;
- телефон/факс: (812) 271-35-11;
- е-mail: sch5@center-edu.spb.ru
- адрес сайта: www.school5-moiseenko.narod.ru
Утверждаю |
Председатель
Комитета по образованию
«___» _________ 20___ г
Согласовано
Председатель Совета по образовательной политике при Комитете по образованию
«___» _________ 20___ г
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной работы по теме:
Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
во взаимодействии с семьей в условиях
специальной (коррекционной) школы VII вида
- Краткая аннотация ОЭР
Дети и подростки, обучающиеся в школе VII вида, отличаются недостаточной сформированностью произвольной регуляции деятельности, когнитивными нарушениями, разной степени выраженности расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Зачастую отличаются наличием социадльно-педагогической запущенности. Такое сочетание неблагоприятных факторов делает их группой риска по формированию девинтного поведения, в том числе, аддиктивного (проявляющегося склонностью к употреблению психоактивных веществ). Недостаточная способность к смыслообразованию повышает уровень выраженности рискованного поведения. В этой связи актуальной является разработка системы формирования ценности здорового образа жизни во взаимодействии с семьей. Внедрение в образовательную практику требований ФГОС создает дополнительные возможности для развития личностных качеств, способствующих достижению этой цели, так как позволяет успешно интегрировать задачи учебной, воспитательной, коррекционной работы, работы по обеспечению их гармоничного развития и социализации.
- Цель ОЭР
Разработка системы комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ориентированной на формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС во взаимодействии с семьей.
- Задачи ОЭР
- 1. Разработка модели формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса во взаимодействии с семьей.
- 2. Доработка и внедрение образовательной программы формирования здорового образа жизни “Здоровое поколение”.
- 3. Создание интегрированных учебно-методических комплексов, позволяющих обеспечить формирование ценности здорового образа жизни через учебные предметы, реализуемые с учетом требований ФГОС.
- 4. Разработка программы повышения квалификации и сопровождение педагогов основного образования, реализующих задачи формирования ценности здорового образа жизни
IV. Программа ОЭР
Этап работы |
Задачи этапа |
Основное содержание работы |
Планируемый результат |
Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу |
Сроки выполнения |
Организационно-подготовительный | Уточнение плана ОЭР. |
Разработка локальных актов, обеспечивающих эффективность ОЭР.
Систематизация диагностических материалов для обеспечения мониторингаОпределение конкретных мероприятий и ожидаемых результатов.
Подготовка нормативной и рабочей документации1.План реализации задач ОЭР
2. Система диагностических материалов для обеспечения мониторинга
Локальные акты, обеспечивающие эффективность выполнения ОЭР
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности. Сентябрь 2013-декабрь 2013.ЭкспериментальныйРазработка и внедрение конечных продуктов экспериментальной работы
- 1. Организационное обеспечение разработки и внедрения инновационных продуктов.
- 2. Организационное обеспечение мониторинга эффективности ОЭР
- 3. Документальное оформление проектов продуктов инновационной деятельности
Проекты продуктов ОЭРПроекты конечных продуктов инновационной деятельностиЯнварь 2014-январь декабрь 2016ЗаключительныйИтоговый анализ конечной результативности ОЭР
- 1. Анализ эффективности и результативности порведенной работы.
- 2. Внешняя научная и практическая экспертиза продуктов инновационой деятельности представителями учреждений-партнеров
- 3. Документальное формление продуктов инновационой деятельсноти с учетом экспертизы
- 4. Подготовка итогового отчета
Продукты ОЭР1. Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса во взаимодействии с семьей.
2. Образовательной программа формирования здорового образа жизни “Здоровое поколение” для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Интегрированные учебно-методические комплексы, позволяющие обеспечить формирование ценности здорого образа жизни через учебные предметы, реализуемые с учетом требований ФГОС.
4. Программа повышения квалификации и сопровождения педагогов основного образования, реализующих задачи формирования ценности здорового образа жизни (в том числе, адаптированные к условиям совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, развивающихся без нарушений)
5. Итоговая аналитическая справка по результатам ОЭР Январь 2017-май 2017
- Конечный продукт(ы) ОЭР:
1. Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса во взаимодействии с семьей.
2. Образовательной программа формирования здорового образа жизни “Здоровое поколение” для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Интегрированные учебно-методические комплексы, позволяющие обеспечить формирование ценности здорого образа жизни через учебные предметы, реализуемые с учетом требований ФГОС.
4. Программа повышения квалификации и сопровождения педагогов основного образования, реализующих задачи формирования ценности здорового образа жизни (в том числе, адаптированные к условиям совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, развивающихся без нарушений)
VI. Ресурсное обеспечение.
- 1. Кадровый состав, готовый к ведению ОЭР.
За длительную историю развития образовательного учреждения (в том числе, за период работы в статусе опытно-экспериментальной площадки) сформирована инициативная группа специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность. Создана система управления этим направлением работы. Налажен механизм привлечения специалистов, непосредственно не участвующих в разработке проекта, но имеющих отношение к его реализации в соответствии с функциональными обязанностями.
Учебно-воспитательный и коррекционный процессы, а также административно-техническое сопровождение обеспечивают 70 сотрудников.
Педагогический персонал представлен -51 сотрудниками, из них:
1. По уровню образования:
– 43 сотрудника имеют высшее профессиональное образование,
– 6 сотрудника – среднее профессиональное образование.
– 2 сотрудника – студентки коррекционной кафедры института им. А.И. Герцена
2. По уровню квалификации:
– 89,7 % педагогов имеют квалификационные категории, из них 53,1 % высшую, 22,4 % первую и 10,2. % – вторую.
Кандидатов наук – 1- сотрудник
Отмечены:
Званием “Отличник народного просвещения” – 2 сотрудника;
Званием “Почетный работник общего образования” – 9 сотрудников;
Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 1сотрудника;
Нагрудный знак «За милосердие» – 1 сотрудник.
Состав основной рабочей группы по реализации эксперимента:
Руководящие и педагогические работники |
Уровень квалификации (образование, квалификационная категория) |
Волошенюк Т.П. Директор школы |
Учитель дефектологВысшее педагогическое по специальности :
– Учитель логопед, олигофренопедагог
– Педагог психолог
Среднее специальное по специальности – Медицинская сестра общего профиля
высшая кв. категорияДемьянчук Р.В.
Заместитель директора по ОЭРВысшее, высшая кв. категорияЛогинова И.А. заведующая библиотекойСреднее, высшая кв. категорияБровина С.В.
учитель логопедВысшее, высшая кв. категорияРябчич А.С.
Учитель логопедВысшее, высшая кВ. категорияКудрявцева Н.В.
Учитель логопедВысшее, высшая кВ. категорияАрхипова Г.Н.
Учитель логопедВысшее, высшая кВ. категорияМорозова Е.А.
педагог психологВысшее, 1 кв. категорияВойнова И.В. учитель начальных классовВысшее, высшая кВ. категорияКакурина И.А. учитель начальных классовВысшее, высшая кВ. категорияСынкова О.В. учитель начальных классовВысшее, высшая кВ. категорияПиляева А.А. учитель начальных классовСреднее, высшая кВ. категорияКазарина Е.И. учитель начальных классовВысшее, 1 кв. категорияФедорова Ю.В. учитель ритмики и музыкиСреднее, высшая кВ. категорияОдинцова О.В. учитель физической культурыВысшееКузьминова Е.Н. учитель технологииВысшее, высшая кВ. категорияДемина Е.И. учитель математикиВысшее, высшая кВ. категорияФомина В.В. учитель географииВысшее, высшая кВ. категорияВасилевская О.А. учитель русского языка, руководитель МО учителей филологовВысшее, высшая кВ. категорияКутуева И.К. учитель биологииВысшее, 1 кВ. категория
- Предложение по кандидатуре научного руководителя:
Демьянчук Роман Викторович,
педагог-психолог высшей категории, кандидат психологических наук, доцент, проректор по инновационной деятельности,
заведующий кафедрой клинической психологии НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии»
- 3. Материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР.
Материально-технические условия реализации ОЭР: |
|
помещениям для занятий творческих групп педагогов .в рамках реализации ОЭР – обеспечено полностью в частности: |
|
|
46,5кв.м., имеется читальный зал на 12 мест. |
|
58,4 кв.м |
|
23,2 кв.м |
|
22,1 кв. м |
|
95,3 кв.м |
|
18,2 кв.м |
|
18,7 кв. м |
|
Обеспечены |
|
имеется бумага для ручного и машинного письма, инструменты и оборудование для технологической обработки информации, носители цифровой информации. |
Материальное и информационное оснащение обеспечивающее: | |
|
Используются 36 компьютеров, из них 24 компьютера с выходом в Интернет. |
|
1 |
|
1 комплекс (3 блока) |
проектор, электронная доска, электронная система «Миммио» Интерактивная приставка к школьной доске Эектронный интерактивный микроскоп
|
17
3
1
1
1
- Средства печати и тиражирования:
ксерокс
принтер
МФУ
Сканер
1
8
3
1
- получение информации из открытого образовательного информационного пространства
получение информации из сети Интернет, электронные библиотеки, периодическая печать;
- регистрацию хода ОЭР (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещение материалов и работ в информационной среде учреждения;
на сайте ОУ;
- проведение массовых мероприятий, собраний педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Мультимедийное оборудование.
- Финансовая обеспеченность ОЭР.
|
доплаты из надтарифного фонда для учителей-экспериментаторов – до 2 тыс. руб. в месяц, |
1 ставка зам. директора по ОЭР – 24 тыс. руб. в месяц;
- расходы на учебно-методическое и информационное обеспечение;
- расходы, связанные с обучением, повышением квалификации, самообразованием педагогических и административно-управленческих работников в рамках проводимой ОЭР.
- затраты на приобретение расходных материалов;
- хозяйственные расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).
по заявкам в соответствии с наличием финансирования.
по заявкам в соответствии с наличием финансирования;
по заявкам в соответствии с наличием финансирования
- VI. Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента
В ходе предварительной работы в школе проведены исследования репрезентативных групп учащихся подросткового возраста (N = 45) и педагогов школы (N = 15). Использованы методы:
– биографический;
– наблюдение;
– беседа;
– экспериментально-психологический.
Экспериментально-психологический метод был представлен методиками:
– 14-ти факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант);
– «Психологическая автобиография»;
– «Цветовые метафоры»;
– семантический дифференциал;
– опросник для оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (Шалыто-Михалюк).
Результаты исследованы в сравнительном аспекте – выделены группы учащихся:
– состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН);
– состоящие на внутришкольном контроле:
– не состоящие на учете и на контроле.
Анализ полученных данных позволил сформулировать следующие выводы:
- Состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних дети чаще курят и употребляют спиртные напитки, нежели те, кто на учете не состоит.
- Состоящие на учете замкнуты в себе, склонны к уединению, у них более ограниченное мышление, чаще сталкиваются с школьной неуспешностью, склонны к уходе от разрешения сложных ситуаций в своей жизни. Не состоящие на учете дети более открыты, рады заводить новые знакомства, у них более развитое мышление.
- Состоящие на внутришкольном контроле учащиеся не активны на уроках, им более свойственно плохое поведение, они чаще курят и употребляют алкоголь, чем дети, не состоящие на контроле. Им свойственны такие качества как жесткость, циничность, но при этом они очень самостоятельные. Подростки, не состоящие на внутришкольном контроле, отличаются более примерным поведением, активностью на уроках, но чаще нуждаются в помощи других людей.
- Все испытуемые учащиеся неадекватно оценивают свое прошлое и будущее. Их отношения к разнообразным событиям скудно. Очень ограничено представление о будущем. Они плохо социально адаптируются. События, когда-либо произошедшие, практически не играют никакой роли на данный момент. Так же дети не могут правильно оценить события, они либо плохие, либо хорошие, без промежуточной степени. Все значимые события связаны с собственными увлечениями, или с дружбой, но нет никаких оценок семьи, здоровья, детей. Соответственно, представления о будущей жизни крайне смутные.
- Все испытуемые учащиеся проявляют безразличие к ситуациям, когда им не доверяют окружающие. В свою очередь, отрицают свое доверие к учителям.
6. В формирование девиантного поведения у подростка, обучающегося в школе VII вида, в первую очередь, играют роль его личностные качества.
Выводы по результатам исследования педагогов школы:
- В формировании поведения в ситуациях школьного взаимодействия педагоги склонны ориентироваться не только на свою позицию, но и на позицию другого (коллеги, учащегося).
- Педагоги склонны проявлять высокий уровень доверия к ученикам. Однако, этот уровень во многом связан с личностными качествами учащегося. Негативные качества подростка, как и его склонность ко лжи во взаимодействии с педагогом, а также невыполнение школьных требований и отсутствие познавательной мотивации способствуют снижению доверия к конкретному ученику.
3. Педагоги школы высоко оценивают уровень удовлетворенности работой в данном коллективе, а также когнитивный компонент социально-психологического климата. Эмоциональный компонент оценивается существенно ниже, а поведенческий, связанный фактором взаимодействия между педагогами, оценивается отрицательно.
Система мониторинга реализации опытно-экспериментальной работы по формированию ценности здорового образа жизни трехкомпонентна:
1) продолжение динамического мониторинга показателей личностного развития и системы отношений обучающихся, а также динамики оценки показателей социально-психологического климата педагогами;
2) мониторинг динамики употребления психоактивных веществ и других отклонений в поведении, связанных с недостаточно сформированным уровнем ценности здорового образа жизни;
3) мониторинг включенности родителей в работу по формированию ценности здорового образа жизни у обучающихся школы и с оценкой динамики ценностного отношения к здоровью у самих родителей.
- VII. SWOT-анализ возможности проведения ОЭР, опыт экспериментальной (в том числе, подготовительной к реализации проекта) работы учреждения)
В ГБОУ школе № 5 накоплен существенный опыт, позволяющий обеспечить разработку и внедрение модели компексного сопровождения обучающихся, ориентированной на формирование ценности здорового образа жизни во взаимодействии с семьей.
Внедрена система психологической адаптации к условиям школьного обучения для учащихся 1х и 5х классов.
Организована работа по формированию коммуникативной культуры учащихся во взаимодействии логопедов, психологов и учителей.
Интенсифицирована работа, ориентированная на повышение уровня школьной мотивации учеников. Особое внимание уделяется организации и проведению внутришкольных и межшкольных (районного и городского уровней) олимпиад и конкурсов.
В ходе работы по реализации программы эксперимента на уровне Центрального района СПб (2010-2013 гг) разработан и внедрен механизм целевого управления по профилактике правонарушений. Внедрена система координации службы сопровождения. Разработана и внедрена модель школьной воспитательной системы. Организована работа социальной службы школы по системному воспитанию законопослушной личности ученика.
Работа с семьей организуется в различных формах, ориентированных на повышение уровня родительской компетентности и реабилитационного потенциала семьи (родительское собрание, индивидуальные беседы с представителями администрации, педагогами, праздничные мероприятия, семейные конкурсы и т.п.).
Проведена работа по совершенствованию среды, благоприятной для решения воспитательных задач, составляющих основу для профилактики отклоняющегося поведения:
1) расширены экспозиции школьного музея «Судьба», посвященные узникам концентрационных лагерей времен Великой Отечественной войны;
2) памяти блокады Ленинграда,
3) памяти командира группы дистанционного управления БЧ-5 АПЛ К-19, геройски погибшего во время ликвидации аварии на атомном реакторе в июле 1961 года, предотвратив страшную техногенную аварию в Датском проливе;
4) памяти россиян, исполнявших священный долг за пределами Отечества (воинов-интернационалистов).
На базе школьного музея проведен ряд памятных акций, имеющих воспитательное значение.
В настоящее время переработана и утверждена программа развития образовательного учреждения на 2011-2015 гг. с учетом содержания как тенденций развития образования в России и Санкт-Петербурге (Президентской инициативы «Наша новая школа» и Стратегии развития образования Санкт-Петербурга до 2020 года), так и основных (актуальных и потенциальных) направлений опытно-экспериментальной работы в школе.
Проделана предварительная работа по формированию и реализации образовательной программы формирования здорового образа жизни “Здоровое поколение”.
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths (сильные стороны) |
Организация опытно-экспериментальной работы базируется на имеющихся в образовательном учреждении достижениях и эффективном опыте использования здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса, индивидуализации учебного процесса, организации коррекционной работы, развития аналитической деятельности педагогов. Организация образовательного процесса в учреждении обеспечивает определённую стабильность качества знаний учащихся, которая достигается за счёт использования для данной категории обучающихся актуальных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, технологии разноуровневого обучения, методик ликвидации пробелов в знаниях учащихся, реализации индивидуального подхода в обучении. Тема эксперимента является логическим продолжением и развитием методической работы педагогического коллектива школы на новом уровне.
В ОУ создана служба сопровождения, система внутри школьного управления, система воспитательной работы,
внедрена система профилактики правонарушенийWeaknesses (слабые стороны)
Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие формированию ценности здорового образа жизни.
Проблемы социально-педагогической запущенности обучающихся.
Особенности семейного воспитания в асоциальных семьях.
Пути преодоления
– системная реализация комплексного сопровождения;
– дополнительная работа по включению родителей в деятельность п формированию ценности здорового образа жизни.
Внешняя среда
Opportunities (возможности)
Долгосрочное сотрудничество с ведущими вузами профильными вузами города: Институтом специальной педагогики и психологии, факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, СПбАППО
Методическая поддержка информационно-методического центра района
Стабильное взаимодействие с общественными и благотворительными организациямиThreats (угрозы)
Изменение статуса образовательного учреждения в связи с введением в действие нового Закона об образовании РФ.
Руководитель ОУ ______________________ Волошенюк Т.П.
подпись ФИО
М.П.