НАМ ХОРОШО, КОГДА МЫ ВМЕСТЕ
Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине и Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.
Стремительно развивается общественная жизнь, происходят изменения в общественном сознании. Однако неизменным остается одно – общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания.
Детский возраст является наиболее благоприятным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение подростков в социальную деятельность и осознанное участие в ней, развитие ученического самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей
Цель школьного самоуправления – создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.
Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников. Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены приобретать необходимый опыт путем проб и ошибок.
Для того чтобы достучаться до каждого, сделать воспитательную работу не формальной, живой, чтобы ребята могли сами активно включаться в общественную жизнь школы, района и города в нашей школе была создана и работает детская организация – «Школьное товарищество», объединяющая учащихся, сотрудников школы и родителей.
Принимая во внимание особенности возраста и контингента учащихся, а также имеющийся отрицательный социальный опыт, полученный детьми до поступления в нашу школу, из-за которого ребенок практически полностью отвергает жизненный опыт и мнение взрослого, но ставит на первое место по значимости слова, поступки и эмоции товарища, мы считаем, что работа органов ученического самоуправления крайне важна для нашей школы.
Учитывая выше сказанное, наша модель ученического самоуправления имеет свои особенности. В 2004 году разработанная школой модель «Школьное товарищество» была представлена на городском смотре-конкурсе моделей ученического самоуправления и завоевала II место.
Основными целями и задачами школьного соуправления являются:
§ приобщение школьников к общечеловеческим ценностям, усвоение ими социальных норм через участие в общественной жизни школы;
§ создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
§ развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников;
§ создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых;
§ формирование личности, направленной на добрые дела и поступки на радость себе и людям.
Данная модель школьного соуправления позволяет создавать условия, в которых ребёнок в зависимости от ситуации выступает в качестве наблюдателя, исполнителя, организатора, руководителя. Эта возможность реализуется через посильную (доступную для каждого) работу в комитетах и комиссиях «Школьного товарищества», а также участие в инициативных творческих группах. Помогают учащимся кураторы – взрослые сотрудники школы. Их помощь и постоянное стимулирование детской деятельности позволяет довести до конца любое начатое дело.
Эта модель позволяет передать детям те знания о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками успешной адаптации и самореализации личности после окончания школы, способствует формированию в школьном коллективе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, которая в свою очередь позволяет ребёнку делать самостоятельный нравственный выбор.
Участие наших воспитанников в ученическом соуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
Работа над любым делом строится на принципах открытости и доступности. Всем
желающим всегда находится посильная роль, никому никогда не отказывается в участии, даже если мероприятие готовится в рамках одной комиссии, а не всего коллектива. Проведение любого творческого дела всегда заканчивается рефлексией: сначала кураторы дают возможность поделиться участникам между собой своими успехами и радостью от выполненной своей, даже маленькой, в понимании взрослого, роли. А затем выясняются и отрабатываются сложные моменты, общее мнение о проведенном мероприятии, желания и цели на будущее.
Опыт показывает, что гораздо продуктивнее работать с теми, у кого есть желание, а не принудительным методом; к сожалению, практически в любом коллективе процент активных подростков не очень высок. Но в любом коллективе есть инициативные ребята, заводилы, которые и становятся инициаторами и организаторами уже ставших традиционными мероприятий:
§ День дублера, смотры-конкурсы «Лучшая тетрадь», «Самый аккуратный дневник», проводимые учебной комиссией, куратор заместитель директора по УВР И.Г.Балунова.
§ Акции и трудовые десанты «Школа наш дом, и мы заботимся о нем», «Красивой школе – красивая и чистая территория», куратор педагог-организатор Н.В.Мухина и зам.дир по АХР Л.Б.Колчина. В течение всего учебного года учащиеся убирают закрепленные за классами на совете командиров участки пришкольной территории и зоны обслуживания, ухаживают за зелеными насаждениями и клумбами на территории школы.
§ Рейды «Самый чистый класс», акции «Педикулез», «Внимание ГРИПП!», «Осторожно пыль!», проводимые комиссией экологов-валеологов, куратор учитель биологии В.В.Кривохиж. Во время акций члены комиссии не только проверяют санитарное состояние классных кабинетов, а также изучают негативное влияние пыли и вирусов на здоровье человека, готовят презентации и выступают с ними перед учащимися школы.
§ Оформление актового зала и подготовка мультимедийной презентации, теперь уже сопровождающей почти все торжественные мероприятия школы, осуществляется при участии комиссии по мероприятиям, куратор педагог-организатор Н.В.Мухина.
§ Тематические книжно-иллюстративные выставки, викторины «Мои любимые сказки» для учащихся начальной школы, операции «Живи, книга!», проводимые библиотечной комиссией, куратор заведующая библиотекой И.А.Логинова.
§ Новогодний праздник для начальной школы под девизом «Старшие младшим». Организуется комиссией по мероприятиям с привлечение всех желающих. От начала и до выступления участники делают все сами. Во время подготовки знакомятся с традициями встречи Нового года, вспоминают героев русских народных сказок, придумывают сюжет представления, участвуют в написании сценария, помогают готовить костюмы, украшают зал, кураторы педагог-организатор Н.В.Мухина и учитель музыки Ю.В.Федорова.
Но мне хотелось бы остановиться на тех школьных, районных и городских
мероприятиях, в которых мы принимаем участие наравне с массовыми школами и гимназиями. В некоторых из них участвуем не так давно, но эти мероприятия уже полюбились всем участвующим:
«Дети Центрального района – морякам Кронштадта». Все классные коллективы «Школьного товарищества» стали активными и постоянными участниками этой районной акции. Подарки отряду подводников каждый раз делаются целенаправленно. Варианты подарков, сроки и механизм проведения акции вначале обсуждается на совместном совете командиров и инициативной группы, а затем уже в каждом классном коллективе отдельно. Так, например, весной 2008 года были подарены спортивные мячи, ко дню рождения отряда в октябре 2008 – DVD магнитофон, а этой осенью книги, коллекция музыкальных и видеофильмов и выращенные своими руками комнатные растения для украшения комнаты отдыха. Все подарки участники ярко оформляют своими руками: учащиеся начальной школы рисуют, старшеклассники пакуют посылки и украшают коробки. За активное участие в акции нас неоднократно награждали поездками в Кронштадт, во время которых делегаты принимали участие в дружеских концертах и выступали перед моряками с музыкально-литературной композицией, посвященной АПЛК-19 и мультимедийной презентацией школьного музея «Судьба».
Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем мире могут начаться с малого поступка: с ухоженного дворика, помощи ближнему. Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример. Вот уже два года мы участвуем в городских акциях «Вместе делаем мир светлее» и «Весенняя неделя добра». Принявшие участие в акциях классные коллективы под руководством учителей Н.В.Спиридоновой, Е.И.Деминой и И.В.Гришаевой, помимо трудовых десантов в Александро-Невской Лавре, сквере имени Галины Старовойтовой, зеленой зоне на улице Моисеенко, школьном дворе, придумывали лозунги, разрабатывали эмблемы и листовки, рисовали плакаты. Вручали листовки проходящим мимо людям, рассказывая об акции и призывая их принять участие в благоустройстве города. Все желающие принять участие в акции из других классов, но, по каким либо причинам, не вышедшие на улицу, смогли найти себе занятие по силам при изготовлении плакатов и листовок.
«Объекты детской заботы».
• Захоронение на воинском кладбище Александро-Невской Лавры бригврача Военной Медицинской Академии Р.К.К.А. профессора хирурга В.И.Добротворского долгое время является объектом заботы учащихся нашей школы. Третий год заботится за захоронением выпускной 9 (7-9) класс с руководителем Е.И.Деминой, а весной 2010 года забота перейдет учащимся 7А класса, классный руководитель Н.В.Спиридонова, которые весной прошлого года проводили совместную акцию в рамках «Весенней недели добра».
• Сквер имени Галины Старовойтовой третий год является объектом заботы учащихся 8А класса, классный руководитель И.В.Гришаева. Сначала совместно с работниками треста озеленения, а теперь уже и полностью самостоятельно учащиеся убирают листья, помогая готовить сквер к зимнему сезону.
• В сентябре 2008 года в школе торжественно открыли памятную доску, посвященную Б.А.Корчилову лейтенанту инженеру АПЛК-19, и к объектам детской заботы прибавилось захоронение моряков-подводников Бориса Корчилова и Юрия Повстьева на Красненьком кладбище в Автово, служивших на АПЛК-19 и погибших в июле 1961 года при ликвидации аварии атомного реактора.
«Подарок ветерану». С большим удовольствием, чувством гордости и незабываемыми эмоциями от собственных выступлений младшие и старшие члены «Школьного товарищества» участвуют в концертах для Дома ветеранов (ул. Чайковского, д.83) и Специального социального дома (ул. 5 Советская, д.3). Инициативу участия в концертах и подготовку берет на себя комиссия по мероприятиям. Инициативная группа обсуждает номера, помогает готовить костюмы, участвует в отборе и обсуждении концертных номеров. Участники концерта показывают как новые, специально подготовленные номера, так и уже полюбившиеся, с которыми уже выступали в других местах. Активное участие в концертах принимает хоровая студия «Домисолька» с руководителем Ю.В. Федоровой. За активное участие в концертах школа неоднократно получала благодарность.
Фестиваль детских общественных объединений Центрального района «Идущий осилит любую дорогу». В 2009-2010 учебном году фестиваль проводится второй год, но в качестве активных участников «Школьное товарищество» выступает впервые. В прошлом году творческая группа побоялась выступать на сцене и взяла на себя роль хозяйки зала – готовила места командам, украшала сцену и убирала зрительный зал после фестиваля.
В заключение хочется сказать, мы понимаем, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию не должна сводиться к проведению разовых акций и мероприятий, ориентированных на знаменательные даты календаря. Мы стремимся создать условия целостной системы для успешного становления четкой нравственной гражданской позиции наших воспитанников, их гражданской компетенции, обретения опыта общественно-полезной деятельности через всю систему урочной и внеурочной деятельности школы, неотъемлемой частью которой является ученическое соуправление «Школьное товарищество. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все должен чувствовать себя в ответе.