Опытно-эксперементальная работа 2010-2013

В районный экспертный совет

Центрального района Санкт-Петербурга

 

Аналитический отчет о проведении опытно-экспериментальной работы

в статусе районной опытно-экспериментальной площадки

 

Общие сведения

 

Полное наименование образовательного учреждения Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа  (VII вида) №5 Центрального района Санкт-Петербурга.

 

Тема ОЭР «Условия и реализация

программы профилактики правонарушений»

 

Руководитель ОУ Волошенюк Татьяна Петровна

 

Научный консультант Проректор по инновационной деятельности, заведующий кафедрой клинической психологии Института специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент Р.В. Демьянчук.

 

Контактный телефон (812) 271-35-11

 

Адрес электронной почты sch5@center-edu.spb.ru

 

 

Краткое описание ОЭР

 

1. Цель ОЭР Разработка и реализация программы профилактики правонарушений в условиях ОУ VII вида
2. Задачи ОЭР
  • анализ неблагоприятных факторов развития обучающихся, повышающих риск правонарушений;
  • выявление и обоснование основных организационно-педагогических условий, обеспечивающих профилактику правонарушений;
  • создание системы организационно-педагогических мер, обеспечивающих

профилактику правонарушений

  • разработка программы профилактики правонарушений;
  • разработка методических рекомендаций по профилактике правонарушений для воспитательной службы учреждения, классных руководителей и специалистов службы психолого-педагогического-медико-социального сопровождения;
  • разработка и внедрение алгоритма управления системой профилактики правонарушений в учреждении.

 

3. Внесенные коррективы и причины, побудившие к изменению хода ОЭР Работа была сосредоточена, прежде всего, на

разработке комплексной модели профилактики правонарушений в условиях школы VII вида в связи с приоритетной задачей в большей степени организационных решений, направленных на решение задач ОЭР

4. Задействованные ресурсы (внутренние и внешние) Введены ставки: 0,5 ставки заместителя директора по ОЭР.

Внешние ресурсы обеспечены взаимодействием с СПбГУ, ИСПИП, РГПУ, СПбАППО

 

Описание результатов ОЭР

 

1. Форма продукта (результата) ОЭР

Соответствие формы результата целям и задачам ОЭР.

  1. Модель комплексной профилактики правонарушений в условиях школы VII вида, экстраполируемая на условия образовательных учреждений различных типов и видов

Продукт соответствуют цели и задачам ОЭР

2. Ключевые положения
  1. Специфика задержки психического развития предполагает склонность к совершению правонарушений. Существенную роль в формировании и реализации этой склонности играет ряд факторов:

— особенности этиологии и патогенеза задержки;

— состав, социально-культурный и образовательный уровень семьи;

— стиль семейного воспитания ребенка и характер отношения к нему со стороны родителей и других родственников;

— своевременность и системность образовательной (в том числе, коррекционной) работы;

— специфика социально-психологического климата в школе и ряд прочих.

  1. Ведущие факторы, определяющие склонность к совершению правонарушений и определяющие направления их профилактики:

— личность учащегося;

— семья учащегося;

— организация и содержание работы в школе.

  1. Основные пути профилактики правонарушений:

— целевая координация системной работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

— целевая организация воспитательной работы;

— целевая организация работы с семьями.

3. Авторский коллектив (творческая группа педагогов-экспериментаторов)
  1. 1.      Волошенюк Т.П. –руководитель группы, директор школы ;
  2. 2.      Демъянчук Р.В. – научный консультант, кандидат психологических наук, доцент, проректор по инновационной деятельности, зав. кафедрой клинической психологии

НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии».

  1. 3.      Балунова  И.Г. – заместитель директора по УВР;
  2. 4.      Моисеева Т.А. – заместитель директора по УВР;

Померанцева Ж.А., Талай Л.И., Озерова М.Б. – воспитатели;

  1. 5.      Пуртова Л.В.  – заместитель директора по ВР (профилактики правонарушений);
  2. 6.      Савина П.Л. – социальный педагог;
  3. 7.      Морозова Е.А. – педагог психолог;

Скибинская В.Л. – педагог психолог;

  1. 8.      Бровина С.В. – руководитель методического объединения  учителей логопедов;

— Архипова Г.Н, Кудрявцева Н.В., Рябчич А.С. – учителя – логопеды;

  1. 9.      Фомина В.В.  – руководитель методического объединения  учителей предметников;

Кутуева И.К. – учитель биологии и химии;

Потапенко Л.Н. – учитель английского языка.

  1. 10.  Пиляева А.А. – руководитель методического объединения  учителей  начальных классов;

 — Какурина И.А., Войнова И.В.,Талзи Е.Н., Шепель О.В., Цепова И.А. , Казарина Е.И , Сынкова О.В.– учителя начальных классов ;

  1. 11.  Демина Е.И. – руководитель методического объединения  учителей математиков;

— Гришаева И.В. – учитель математики

  1. 12.  Василевская О.А. – руководитель методического объединения  учитель филологов.

Спиридонова Н.В., Неклюкова Е.И.  – учителя русского языка;

  1. 13.  Федорова Ю.В.  – учитель ритмики и музыки;
  2. 14.  Мухина Н.В. – педагог организатор.
  3. 15.  Кузьминова Е.Н. – учитель трудового обучения.
  4. 16.  Кушнаренко Л.С. , Одинцова О.В. – учителя физического воспитания.

 

4. Системность полученных результатов ОЭР (их полнота и достаточность) Системность полученных результатов подтверждается:

—          1) последовательным формированием организационно-содержательных составляющих модели профилактики правонарушений через развитие системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения при участии родителей;

—          2) акцентом на формировании ценностно-ориентированной воспитательной системы школы

5. Эффективность продукта (результата) ОЭР с обоснованием:

1) примеры методик диагностики, критерии оценки, перечень показателей (индикаторов, параметров);

2) анализ диагностических материалов по оценке результатов деятельности, полученных в ходе их апробации;

3) влияние инновационной работы на повышение эффективности учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования ОУ

Данные мониторинга результативности ОЭР представлена в приложениях.

 

Внутренние ресурсные эффекты связаны с положительным влиянием инновационной деятельности, прежде всего, на уровень мотивации руководителей и специалистов ОУ; введение дополнительных ставок в рамках организационного обеспечения инновационной деятельности позволяет повысить уровень эффективности работы по всем направлениям учебно-воспитательной работы

Развитие воспитательной системы в школе способствует привлечению внешних внебюджетных материально-технических ресурсов

6. Условия внедрения продукта (результата) ОЭ деятельности в образовательный процесс:

—        нормативно-правовые

—        материально-технические

—        кадровые

—        информационно-методические

—        организационно-управленческие

—        дидактико-методические

Нормативно-правовые: оптимизация штатного расписания, разработка локальных актов, обеспечивающих реализацию программы профилактики правонарушений

Материально-технические: зависят от направлений воспитательной работы в конкретной школе (например, музейная работа требует формирования экспозиций); возможен выбор воспитательных направлений, не требующих материально-технических новаций в школе при акценте на содержании работы и функциональной структуре управления

Кадровые: в структуре штатного расписания необходимы штатные единицы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога; медицинских работников); возможен вариант перераспределения функциональных обязанностей штатных специалистов в рамках действующего штатного расписания без введения дополнительных ставок

Организационно-управленческие: требуется оптимизация системы управления по принципу структурно-функциональных изменений (введение линейного или функционального руководителя воспитательной службы, выстраивание системы функционального взаимодействия специалистов в соответствии со спецификой воспитательной работы)

Дидактико-методические: должны обеспечивать возможность работы с обучающимися в объеме обязательной образовательной программы и программ воспитательной работы в зависимости от специфики ее организации

 

7. Тиражируемость продукта (результата) ОЭР, востребованность в ОУ района, города, ОУ других городов Модель профилактики правонарушений может быть востребована:

—          в образовательных учреждениях района и города;

—          в учебном процессе высших учебных заведений

 

8. Возможные сложности при распространении продукта (результата) ОЭР и пути их преодоления Возможные сложности связаны с отсутствием признания ценности профилактики правонарушений в школе как самостоятельной управленческой, организационной и содержательной задачи

Путь преодоления: соответствующие управленческие решения, ориентированные на создание благоприятных условий для реализации программ профилактики правонарушений

9. Оценка и описание перспектив развития инновационной деятельности Перспективы развития инновационной деятельности связаны с расширением спектра задач профилактики правонарушений через формирование ценности здорового образа жизни у обучающихся как важнейшего элемента системы воспитательной работы в школе

 

 

 

Директор ОУ __________Т.П. Волошенюк

Диагностическое обоснование работы по профилактике правонарушений в условиях школы

Для решения задач аналитического этапа проведено исследование репрезентативных групп учащихся подросткового возраста (N = 45) и педагогов школы (N = 15). Использованы методы:

— биографический;

— наблюдение;

— беседа;

— экспериментально-психологический.

Экспериментально-психологический метод был представлен методиками:

— 14-ти факторный личностный опросник Кеттела (подростковый вариант);

— «Психологическая автобиография»;

—  «Цветовые метафоры»;

— семантический дифференциал;

— опросник для оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (Шалыто-Михалюк).

Результаты исследованы в сравнительном аспекте — выделены группы учащихся:

— состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН);

— состоящие на внутришкольном контроле:

— не состоящие на учете и на контроле.

Анализ полученных данных позволил сформулировать следующие выводы:

  1. Состоящие на учете в отделе по делам несовершеннолетних дети чаще курят и употребляют спиртные напитки, нежели те, кто на учете не состоит.
  2. Состоящие на учете замкнуты в себе, склонны к уединению, у них более ограниченное мышление, чаще сталкиваются с школьной неуспешностью, склонны к уходе от разрешения сложных ситуаций в своей жизни. Не состоящие на учете дети более открыты, рады заводить новые знакомства, у них более развитое мышление.
  3. Состоящие на внутришкольном контроле учащиеся не активны на уроках, им более свойственно плохое поведение, они чаще курят и употребляют алкоголь, чем дети, не состоящие на контроле. Им свойственны такие качества как жесткость, циничность, но при этом они очень самостоятельные. Подростки, не состоящие на внутришкольном контроле, отличаются более примерным поведением, активностью на уроках, но чаще нуждаются в помощи других людей.
  4. Все испытуемые учащиеся неадекватно оценивают свое прошлое и будущее. Их отношения к разнообразным событиям скудно. Очень ограничено представление о будущем. Они плохо социально адаптируются. События, когда-либо произошедшие, практически не играют никакой роли на данный момент. Так же дети не могут правильно оценить события, они либо плохие, либо хорошие, без промежуточной степени. Все значимые события связаны с собственными увлечениями, или с дружбой, но нет никаких оценок семьи, здоровья, детей. Соответственно, представления о будущей жизни крайне смутные.
  5. Все испытуемые учащиеся проявляют безразличие к ситуациям, когда им не доверяют окружающие. В свою очередь, отрицают  свое доверие к учителям.

6. В формирование девиантного поведения у подростка, обучающегося в школе VII вида, в первую очередь, играют роль его личностные качества.

Выводы по результатам исследования педагогов школы:

  1. В формировании поведения в ситуациях школьного взаимодействия педагоги склонны ориентироваться не только на свою позицию, но и на позицию другого (коллеги, учащегося).
  2. Педагоги склонны проявлять высокий уровень доверия к ученикам. Однако, этот уровень во многом связан с личностными качествами учащегося. Негативные качества подростка, как и его склонность ко лжи во взаимодействии с педагогом, а также невыполнение школьных требований и отсутствие познавательной мотивации способствуют к более строгому контролю (вниманию) в УВП со стороны учителей.

3. Педагоги школы высоко оценивают уровень удовлетворенности работой в данном коллективе, а также когнитивный компонент социально-психологического климата.

Заключение по результатам аналитического этапа ОЭР.

Специфика задержки психического развития предполагает склонность к совершению правонарушений. Существенную роль в формировании и реализации этой склонности играет ряд факторов:

— особенности этиологии и патогенеза задержки;

— состав, социально-культурный и образовательный уровень семьи;

— стиль семейного воспитания ребенка и характер отношения к нему со стороны родителей и других родственников;

— своевременность и системность образовательной (в том числе, коррекционной) работы;

— специфика социально-психологического климата в школе и ряд прочих.

Однако, ведущими, на наш взгляд, являются три фактора:

— личность учащегося;

— семья учащегося;

— организация и содержание работы в школе.

В соответствии с этими факторами нами  были избраны основные пути профилактики правонарушений:

— целевая координация системной работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

— целевая организация воспитательной работы;

— целевая организация работы с семьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание этапа практической реализации

программы ОЭР

Внедрена система психологической адаптации к условиям школьного обучения для учащихся 1х и 5х классов.

Организована работа по формированию коммуникативной культуры учащихся во взаимодействии логопедов, психологов и учителей.

Интенсифицирована работа, ориентированная на повышение уровня школьной мотивации учеников. Особое внимание уделяется организации и проведению внутришкольных и мешкольных (районного и городского уровней) олимпиад и конкурсов.

Разработан и внедрен механизм целевого управления по профилактике правонарушений (см. приложение 1).

Внедрена система координации службы сопровождения (см. приложение 2).

Разработана и внедрена модель школьной воспитательной системы (см. приложение 3).

Организована работа социальной службы школы по системному воспитанию законопослушной личности ученика (см. приложение 4).

Работа с семьей организуется в различных формах, ориентированных на повышение уровня родительской компетентности и реабилитационного потенциала семьи (родительское собрание, индивидуальные беседы с представителями администрации, педагогами, праздничные мероприятия, семейные конкурсы и т.п.).

Проведена работа по совершенствованию среды, благоприятной для решения воспитательных задач, составляющих основу для профилактики отклоняющегося поведения:

1)                     расширены экспозиции школьного музея «Судьба», посвященные узникам концентрационных лагерей времен Великой Отечественной войны;

2)                     памяти блокады Ленинграда,

3)                     памяти командира группы дистанционного управления БЧ-5 АПЛ  К-19, геройски погибшего во время ликвидации аварии на атомном реакторе в июле 1961 года,  предотвратив страшную техногенную аварию в Датском проливе;

4)                     памяти россиян, исполнявших священный долг за пределами Отечества (воинов-интернационалистов).

На базе школьного музея проведен ряд памятных акций, имеющих воспитательное значение.

В настоящее время переработана и утверждена программа развития образовательного учреждения на 2011-2015  гг. с учетом содержания как тенденций развития образования в России и Санкт-Петербурге (Президентской инициативы «Наша новая школа» и Стратегии развития образования Санкт-Петербурга до 2020 года), так и основных  (актуальных и потенциальных) направлений опытно-экспериментальной работы в школе.