Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС ОВЗ

на 2017-2018 учебный год

для 1 и 1 дополнительного классов

Учебный план  на 2017/2018 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).

Сроки обучения по программам:

начального общего образования

(Нормативный срок освоения АООП НОО ФГОС ОВЗ для детей с ЗПР – 5 лет). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:

— формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

— готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

— формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

— личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано:

— на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

— на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии:

— на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов;

— на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими требованиями.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений распределена следующим образом:

  1. 1 час отводится на литературное чтение во 2 классе,
  2. 1 час на математику во 2-4 классах,
  3. 1 час на русский язык в 3-4 классе;

    Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется школой самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2017-2018 учебный год

для 2-4 классов

Сроки обучения по программам:

начального общего образования

(нормативный срок освоения АООП НОО – 4 года). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с задержкой психического развития.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, по совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.

        Количество часов в учебном плане, отводимое на математику во 2-4 классах, увеличено на 1 час (часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений) по сравнению с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, так как у многих обучающихся с задержкой психического развития не сформированы элементарные математические представления.

 

       Учебный предмет «Иностранный язык» внесенный в базисный план основывается на хорошо развитой устной и письменной речи. Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. А ведь ещё К.Д.Ушинский писал: “Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания”. Из чего следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух. Это выдвигает необходимость при обучении детей с ЗПР применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом осуществляется индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал преподносится небольшими дозами; его усложнение осуществляется постепенно. Из-за особенностей развития устной и письменной речи курс «Иностранный язык» изучается с 5-го класса.

 

       Количество часов в учебном плане, отводимое курсу «Иностранный язык» в 1-4 классах отдается русскому языку – 1ч, литературному чтению – 1ч.

Коррекционно-развивающая область:

          Занятия коррекционно-развивающей области оказываются за пределами максимальной нагрузки. Однако, указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого ученика отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого же ученика приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в малых группах (из 2-3 учащихся) укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. (Часы занятий, включённых в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку. Письмо Министерства образования РФ от 06.09.2002 г. №03-51-127 ин. /13-03)

          Занятия коррекционно-развивающей области проводятся во 2 половине дня вне сетки обязательных учебных часов после перерыва продолжительностью 40 минут.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2017-2018 учебный год

для 5-6 классов

Сроки обучения по программам:

основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет). 

Программа обеспечивает освоение обучающимися адаптированных образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. Задачами основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

 

 

 

 

 

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений:

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе 2 1 2 1 1 Всего
Обществознание 1 1
Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 1 3
Алгебра 1 1 2
Геометрия 1 1

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2017-2018 учебный год

для 7-9 классов

Часы компонента образовательного учреждения добавляются на следующие предметы:

  1. в 7 классе добавлен 1 час на изучение предмета «Русский язык»;
  2. в 8 классе добавлен 1 час на изучение предмета «Литература»;
  3. в 9 классе добавлен 1 час на изучение предмета «Русский язык»;

         Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов, абстрагированного от знакомого и понятного смысла слова или высказывания, рассмотрения их в непривычном грамматическом ракурсе, постоянно опирается на анализ и синтез, классификацию и обобщение. С одной стороны, незрелость психических функций является одной из предпосылок трудностей в усвоении языка, овладении связной речи, но с другой стороны, правильно организованное изучение языкового материала «вызывает к жизни развитие всех тех функций, которые у ребенка еще не созрели», и способно эффективно стимулировать их развитие.

       Учебный предмет «Математика» в VIII-IX классах реализуется учебными предметами «Алгебра» и «Геометрия». Часы на изучение этих предметов распределены следующим образом:

 

Учебные предметы Количество часов в неделю Всего
V VI VII VIII IX
Математика 5 5 10
Алгебра 3 3 3 9
Геометрия 2 2 2 6

Выделены дополнительные часы на изучение учебных предметов «Алгебра» и «Геометрия» в VIII-IX классах (всего 1 час в неделю в VIII классе и 1 час в неделю в IX классе).

Предпрофильная подготовка в 9-х классах позволяет строить учащимися индивидуальные образовательные маршруты для осознанного и ответственного выбора, который необходимо сделать ученику по окончании основной школы. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как их комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в IX классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем совершенно конкретно, в отношении доступных ему образовательных учреждений, осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности, принять ответственное решение.

Предпрофильная подготовка учащихся — это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности.

Коррекционно-развивающая область:

-продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение учащимися общеобразовательной программы (на основе применения методов и приёмов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);

-отслеживание результативности обучения и динамики развития учащихся.

Основную роль в учебно-воспитательном процессе основной школы играет технология системы коррекционно-развивающего обучения. Психокоррекционные занятия в 6-9 классах проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия с одним учеником не превышает 20 минут. В школе второй ступени обучения главное внимание на коррекционных занятиях уделяется коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, пропедевтике наиболее сложных разделов программы. Образовательным учреждением составляется программа коррекционно-развивающих занятий, а затем на основании психолого-педагогической диагностики, исходя из индивидуальных особенностей детей, составляется планирование. Учет индивидуальных занятий по коррекции осуществляется в классном журнале без выставления оценок.

     Учебные программы по всем предметам обеспечены необходимыми УМК «Школа России», базовые курсы располагают современными учебниками. Имеющиеся разноуровневые дидактические материалы позволяют дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

 

Положение об обучении по индивидуальному учебному плану для детей с ограниченными возможностями здоровья на дому

 

Учебные планы 2017-2018г.